Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница

Жукова Н.С.

Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил.

УДК 373/376.36 ББК 74.102/74.3


18ВК 5-699-18558-5


© Н.С. Жукова, текст, 2006

© Е.В. Нитылкина, иллюстрации, 2006

© ООО «Издательство «Эксмо», 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................................................................................................................. 5

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ С, 3, Ц

звуки сись........................................................................................................................................................................... 7

Правильная артикуляция (7). Дефекты артикуляции

звуков С и СЬ (7). Постановка звука С (8). Приемы постановки

свистящих при разных видах сигматизма (9).

ЗВУКИ С И СЬ В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ
СВИСТЯЩИЕ, ШИПЯЩИЕ И ЗВУК Р....................................................................................................................... 10

Звук С (твердый) (10). Звук СЬ (мягкий) (13). Дифференциация

звуков С и СЬ (14).

ЗВУКИ С И СЬ В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ..................................................... 16

ЗВУКИЗИЗЬ.......................................................................................................................................................................... 21

Правильная артикуляция (21). Дефекты артикуляции звуков 3 и ЗЬ (21). постановка звуков 3 и ЗЬ Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница (21).

ЗВУКИ 3 И ЗЬ В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ

ДРУГИЕ СВИСТЯЩИЕ, ШИПЯЩИЕ И ЗВУК Р.................................................................... 21

Звук 3 твердый (21). Звук ЗЬ (мягкий) (23). Дифференциация

звуков 3 и ЗЬ (23). Дифференциация звуков С и 3 (24).

ЗВУКИ 3 И ЗЬ В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ СВИСТЯЩИЕ,
ШИПЯЩИЕ И ЗВУК Р........................................................................................................ 25

ЗВУКЩТ+С).............................................................................................................................. 28

Правильная артикуляция звука Ц (28). Дефекты артикуляции звука Ц (28). Постановка звука Ц (28).

ЗВУК Ц В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ

ШИПЯЩИЕ И ЗВУК Р........................................................................................................................................................ 29

Дифференциация звуков ЦиС (31). Дифференциация звуков Ц и ТЬ (32).

ЗВУК Ц В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ.................................................................... 32

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ Ш, Ж Ч, Щ

ЗВУКШ...................................................................................................................................................................................... 35

Правильная артикуляция (35). Дефекты артикуляции звука Ш (35). Постановка звука Ш (36).

ЗВУК Ш В СЛОГАХ, СЛОВАХ Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ

ШИПЯЩИЕ, СВИСТЯЩИЕ И ЗВУК Р....................................................................................................................... 36



ЗВУК Ш В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ.................................................................. 40

ЗВУК Ж...................................................................................................................................................................................... 44

Правильная артикуляция (44). Дефекты артикуляции звука Ж (44). Постановка звука Ж (44).

ЗВУК Ж В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ

ШИПЯЩИЕ, СВИСТЯЩИЕ И ЗВУК Р....................................................................................................................... 44

Дифференциация звуков Ш и Ж (46).

ЗВУК Ж В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ................................................................... 48

ЗВУК Ч (ТЬ + ШЬ)................................................................................................................................................................. 52

Правильная артикуляция (52). Дефекты артикуляции звука Ч (52). Постановка звука Ч (53).


ЗВУК Ч В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ

ДРУГИЕ ШИПЯЩИЕ, СВИСТЯЩИЕ И ЗВУК Р.................................................................................................... 53

Дифференциация звуков Ч и ТЬ (55).

ЗВУК Ч В ТЕКСТАХ., НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ.................................................................... 56

ЗВУКЩ(ШЫ-ЧЬИЛИШЬШЬ)................................................................................................................................... 59

Правильная артикуляция Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница (59). Дефекты артикуляции звука Щ (59). Постановка звука Щ (59).

ЗВУК Щ В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ
ШИПЯЩИЕ, СВИСТЯЩИЕ И ЗВУК Р........................................................................................................................ 60

Дифференциация звуков Щ мягкого и Ш твердого (одного места образования) (61). Дифференциация звуков Щ и Ч (62).

ЗВУК Щ В ТЕКСТАХ,НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ ................................................................... 64

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ФРАЗАХ/ГЕКСТАХ

ЗВУКИСИШ.......................................................................................................................................................................... 66

ЗВУКИЗИЖ......................................................................................................................................................................... 69

ЗВУКИСИЖ........................................................................................................................................................................ 70

ЗВУКИЗИШ........................................................................................................................................................................ 70

ЗВУКИ С, СЬ И Ч ................................................................................................................................................................... 71

ЗВУКИЦИЧ...................................................... ................................................................................................................... 72

ЗВУКИСЬИЩ....................................................................................................................................................................... 75

ЗВУКИЦИЩ........................................................................................................................................................................ 77

ТЕКСТЫ, НАСЫЩЕННЫЕ ЗВУКАМИ С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ......................................................................... „ 78

Часть II СОНОРЫ Л и Р

ЗВУКИ Л И ЛЬ......................................................................................................................................................................... 80

Правильная артикуляция звука Л (твёрдого) (80). Правильная артикуляция звука ЛЬ (мягкого) (80). Дефекты артикуляции звуков Л и ЛЬ (80). Постановка звуков Л Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница и ЛЬ (81).

ЗВУК Л (ТВЁРДЫЙ) В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ
ШИПЯЩИЕ И ЗВУКИ ЛЬ, Р, РЬ...................................................................................................................................... 81

ЗВУК ЛЬ (МЯГКИЙ) В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ

ЗВУКИ Р, РЬ И С ОГРАНИЧЕНИЕМ ШИПЯЩИХ................................................................................................ 85

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л (ТВЁРДОГО) И ЛЬ (МЯГКОГО) ............................................................ 87

ЗВУКИ Л и ЛЬ В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ...................................................... 88

ЗВУКИ Р и РЬ (МЯГКИЙ).................................................................................................................................................. 92

Правильная артикуляция звука Р (твёрдого) (92). Правильная

артикуляция звука РЬ (мягкого) (93). Дефекты артикуляции

звуков Р и РЬ (93). Постановка звука Р (94). Постановка звука РЬ (95).

ЗВУК Р В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ

ШИПЯЩИЕ И ЗВУКИ РЬ И Л.......................................................................................................................................... 95

ЗВУК РЬ (МЯГКИЙ) В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ
ШИПЯЩИЕ И ЗВУКИ Р Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница (ТВЁРДЫЙ) И Л (ТВЁРДЫЙ)...................................................................................... 99

Дифференциация звуков Р (твёрдого)и РЬ (мягкого) (100).

Дифференциация звуков Р и Л в слогах, словах и фразах (103).

Дифференциация звуков РЬ и ЛЬ (104).

ЗВУКИ Р, РЬ, Л, ЛЬ В ТЕКСТАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ ЗВУКИ........................................... 106

СХЕМА НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ,

СОСТАВЛЕННАЯ ПО МАТЕРИАЛАМ А.Н.ГВОЗДЕВА................................................................................. 116


Светлой памяти друга жизни Владимира Ивановича Жукова ПОСВЯЩАЕТСЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое пособие «Уроки логопеда» предназначается для логопедов, воспита­телей, учителей русского языка и их учеников.

В своей методической части оно может быть использовано педагогами техники речи и людьми речевых профессий, желающими улучшить свою дикцию.

В пособии обобщен многолетний опыт исправления недостатков Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница звукопроиз-ношения, накопленный логопедами-практиками. Методика постановки звуков русской речи частично заимствована из работ известного советского сурдолога-фо-нетиста профессора Федора Федоровича Рау, его учеников, а также из собственной практики автора.

Данное пособие в отличие от аналогов имеет свои особенности.

1.В нем представлено развернутое описание правильного произношения звуков
речи.

2. В нем даны варианты дефектных артикулем и приведены приемы их исправ­
ления.

3. В сносках даны дополнительные методические пояснения.

4. Лексический материал для работы над тем или иным звуком делится на две
части. В первой части предлагаются слоги, слова и фразы, в которых отсутствуют
другие трудные для произношения звуки (их произношение также может Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница быть
нарушено). Во второй части помещены тексты с отрабатыванием звуком без ис­
ключения других звуков. Такое деление речевого материала помогает обучаемому и
обучающему лучше сосредоточиться на одном каком-то дефекте, а поэтому процесс
обучения будет более эффективным.

5. Автором разработан новый тип упражнений «Измени слова, проговаривай
окончания». Эти упражнения предупреждают аграмматизм, учат согласовывать
слова в предложении и облегчают запоминание фраз с тем или иным звуком.

НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

О дифференциации звуков. Дифференциация (или различение) звуков — очень важный раздел логопедической работы.

Нарушение звукопроизношения — это не только дефект артикуляции, например межзубность или гнусавость, но и полное отсутствие в речи одного или нескольких звуков, которые замещаются другими звуками (например Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница, «сапка» вместо шапка, «лыба» вместо рыба). По данным А.Н. Гвоздева, система субституций (замещение звуков) базируется главным образом на артикуляционном родстве звуков и в первую очередь на группировке их по месту образования, реже по способу образования.

При нарушениях речи, кроме замещения отсутствующих звуков, также широко распространено явление смешения уже имеющихся у ребенка звуков речи. При этом


недостатки произношения носят индивидуальный характер — трудно найти детей с одинаковыми особенностями их речевой недостаточности.

Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, которые и замещаются и смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое неразвитие речи.

Однако имеется мнение, что Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница в основе замещения и смешения фонем лежит ре-че двигательная недостаточность. Поэтому если опираться на развитие речедвига-тельного навыка, то в процессе обучения смешиваемые звуки нужно не раздвигать во времени, а противопоставлять друг другу. В связи с этим в данном пособии меха­ническому противопоставлению звуков в слогах (слоговые упражнения) уделяется большое внимание, в то время как звуковой анализ слогов и слов проводится по мере надобности.

Об артикуляционных упражнениях. Первое логопедическое занятие всегда начинается с артикуляционных упражнений, с помощью которых ребенок учится видеть (в зеркале), чувствовать свои органы артикуляции и управлять ими. Однако длительное увлечение артикуляторными упражнениями бесперспективно, посколь­ку искусственно Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница созданные позы языка, губ и т.п. никакого отношения к кинеме* звука не имеют.

То же самое следует сказать и о так называемом логопедическом массаже орга­нов артикуляции, который проводится без знания анатомии языка, губ, твердого и мягкого нёба. Такие действия являются предметом заботы и изучения медиков, а не педагогов- логопедов. При губных дефектах органов артикуляции (расщепление нёба, парезы и параличи языка, губ, маленького язычка) первостепенное значение приобретает работа над дыханием и голосом.

Желаем обучаемым и обучающим успеха

в трудном деле исправления недостатков произношения.

, I / .*\

* Кинема (гр.) — движение, лингв.: произносительная работа органов речи в производстве звука, например звук «М» состоит Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница из трех кинем: губной, гортанной и носовой.


СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ С, 3, Ц

Звуки С, 3, Ц одного места образования: во время их произношения кончик языка находится у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.


звуки С и СЬ

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм.

Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятс­твуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по

желобку языка и через резцы направлена вниз (рис. 1, 2, 6).

Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты, напряже­ние выдыхаемой Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница струи сильное.

Рис. 1. Артикуляции звуков с, з в натуре.

Рис. 2. Профиль артику­ляции звуков с, з.

При мягком СЬ спинка языка дополни­тельно приподнята, весь язык больше напря­жен, кончик языка сильнее упирается в ниж­ние резцы, см. пунктирную линию в профиле артикуляции звуков С, 3.


ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ

звуков С и СЬ

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом. Различают следующие виды сигматизма.

Рис. 3. Межзубный сиг­матизм.

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости (рис. 3).

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница что вместо с, з слышится притупленный звук (рис. 4).

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака) (рис. 5).


Рис. 4. Призубный сиг­матизм.

Рис. 5. Шипящий сигма-

тизм.


Губно-зубной сигматизм — ниж­няя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плос­кости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигма­тизм встречается в двух формах:

Рис. 6. Боковой сигма-тизм (стрелка означает прохождение воздуха между боками языка и щеками).

Рис. 8. Фронтальный разрез при Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница боковых С и 3: спинка языка упи­рается в небо, края язы­ка оторваны от корен­ных верхних резцов.

1) Голосовыдыхательная струя проходит
через один или оба прохода между боковыми
зубами и краями языка, кончик языка поднят
кверху (рис. 6, 8).

2) Спинка языка горбом плотно прикаса­
ется к нёбу, а выдыхательный ток проходит
по одной или обеим сторонам рта у коренных
зубов. В обоих случаях слышится неприятный
звук типа льхь.

Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

Рис. 9. Носовой сигма­тизм.

Рис. 7. Фронтальный разрез нормальной арти­куляции С и 3.

В некоторых случаях бокового сигматиз-ма не исключены параличи и парезы одной Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении сиз корень языка под­нимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных, рис. 9.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется

парасигматизмом.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА С

Хорошо поставленный и отработанный «базовый» звук С обеспечит в Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница дальнейшем быстрое усвоение нормальных артикуляций не только «производных» от звука С (3 и Ц), но и звуков верхнего подъема кончика языка (Ш, Ж, Ч, Щ).

В простейших случаях звук С ставится по подражанию:

перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки («сделать заборчик»), а затем, не разжимая зубы (заборчик не ломать!), сильно подуть, как насос: с... с... с... Можно посвистеть: с, с, с.

Внимание ребенка следует обратить на «тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.

* «Пара» (гр.) — возле, рядом.


Если звук С не Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница вызывается по подражанию, надо использовать специальные приемы его постановки, которые определяются характером дефекта.




ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА

При межзубном и призубном (рис. 3,4) сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

На рисунке 10 показана установка с механической помощью зазубного нижнего положения кончика языка для звуков Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница С, СЬ (3, ЗЬ).

Надо помнить, что межзубные сигматиз-мы часто требуют длительной логопедичес­кой работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме (см. рис. 5) важно отучить логопата от привычки оття­гивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем времен-

Рис. 11. Межгубная ар­тикуляция звуков С, 3.

Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом.

но перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах,

словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме (рис. 6) ставить звук С целесообразно в три приема: а) межгуб­ное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ (рис. 11); б) межгубное дутье заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно до­стичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница на межзубное произ­ношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма (рис. 9) необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения прово­дятся сначала в межгубном положении (см. рис. 11) с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента: а) обнаже­ние Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!); б) удержание (можно с меха­нической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуем сначала отработать ротовой выдох (рис. 10).


Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в два приема (из практики автора) и вместо зондов использовать указательный палец ребенка (не забудьте предварительно хорошо вымыть руки и подстричь ногти ребенку).

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, ле­жащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свис-ток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

ЗВУКИ С И СЬ В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ,

ИСКЛЮЧАЮЩИХ ДРУГИЕ СВИСТЯЩИЕ,

ШИПЯЩИЕ И ЗВУК Р

ЗВУК С (ТВЕРДЫЙ)


са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс-ес


сад

садик

оса

бас

ус

сани

сачок

коса

нос

утёс

самолёт

сабля

лиса

мыс

лес


Са-са-са — вот летит оса. Ас-ас-ас — мы пили квас у нас.


со-со-со


сом

соль

песок

осока

сок

сода

кусок

высокий

сон

совы

носок

сокол


Со-со-со — у Сони колесо Ос-ос-ос — у Сани пёс. Су-су-су — в лесу увидели лису,


сы-сы-сы


косы бусы весы

сын сытый лысый

волосы полосы косынка



Сы-сы-сы Ис-ис-ис -


- у сома усы.

в лесу много лис


САМОЛЁТ

Самолёт, самолёт, тут и Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница там самолёт. Улетел самолёт высоко, высоко! Улетел самолёт далеко, далеко! Самолёт, самолёт! Тут и там самолёт!

Сане купили новые сани.

У Сани сани едут сами.

Высоко над утёсом летит самолёт.

У Сани новый самокат.


ста-сто-сту-сты

сна-сно-сну-сны


стакан

место

стук

хвосты

стадо

тесто

стул

кусты

паста

густо

пастух

мосты

сосна

ясно

сны

весна

тесно

сосны

десна

вкусно

дёсны



СПа-СПО-СПу-СПЫ спать


спутник спасать


спутать



ска-ско-ску


маска сказка скамейка

соска миска киска

скок подскок осколок

скука скулы скупой




Я не спутаю собаку с волком.

Суп стынет в миске на столе.

Выпей стакан кваса.

Поставь стакан на место.

Скамейка стоит в саду.

На скамейке солдат в каске.

Весной, в ясные дни, на скале видны

сосны.



СОНЯ И ОСА

В саду стоит скамейка. На скамейке Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница Соня с мамой. У самого Сониного носа летает оса. Ой! Ой! Убегает Соня домой, но мама её обнимает, осу отгоняет. Спасибо, мама, спасла Соню от осы.



ОДИНОКАЯ СОВА

В лесу светло Совы спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Вот-вот улетит.

ГУСАКИ

Идут леском Гусак с гусаком. Глядят свысока Гусак на гусака.

вопросы

1.Где живут совы?

2. Когда они спят, когда летают и охотятся?



вставка в стопке вступил встык

вста-всто-всту-всты

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав


documentavbnmuj.html
documentavbnuer.html
documentavboboz.html
documentavboizh.html
documentavboqjp.html
Документ Ж 86 Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. — М.: Эксмо, 2007. — 120 с.: ил. 1 страница